- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
Виртуальные выставки
Девичьих головных уборов в коллекции Смоленского музея-заповедника хранится немного. Ещё автор книги «Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки», вышедшей в свет в 1927г., Н.И. Лебедева отмечала: «Головные уборы девушки сохранились слабее. Главная причина этого та, что молодое поколение легче теряет старые традиции. Исчезли и от того, что заключали в себе менее символики».
Главным, что объединяет все девичьи головные уборы – они, окаймляя лоб, оставляли макушку открытой и могли быть в виде украшенного обруча, в виде полотенца или платка.
Собрание нидерландской графики Смоленского музея-заповедника невелико по объему, но дает хорошую возможность познакомиться с произведениями художников, созданными в XVI-XVII веках. Виртуальная выставка включает 56 листов в технике офорта и резцовой гравюры. В историю искусства XVII столетие недаром вошло под названием «золотого века»: в обновленных Нидерландах это был подлинный расцвет живописного и графического искусства, особенно в Голландии. Среди представленных на выставке листов - гравюры и офорты выдающихся мастеров: Виллема ван Сваненбурга, Антони Ватерлоо, Виллема Ромейна, Рембрандта ван Рейна, Яна Бота, Германа Сафтлевена, Алларта ван Эвердингена, Карела Дюжардена, Яна ван Акена, Антони Ватерлоо. Творчество этих и других художников отличает универсализм : они создавали портреты, пейзажи, композиции на мифологические и религиозные темы, нередко изображали фигуры в произведениях своих соотечественников. Многие живописцы работали как офортисты. Все композиции характеризуются вниманием к деталям при сохранении целостности образа и отмечены высоким уровнем исполнительской культуры. Этим объясняется повышенный спрос на произведения голландцев и фламандцев у коллекционеров. Известно, что только из собрания Барышниковых в музей поступили многочисленные папки с графическими листами: акварели, литографии, офорты, гравюры. Среди них оттиски с офортов Рембрандта, А. Остаде. А. Ватерлоо, П. ван Лара, А. Эвердингена, К. Дюжардена и др. (ГАСО. Ф.19. Архивный фонд Наркомпроса). Представление о творчестве целого ряда старых мастеров дают также репродукционные гравюры Схелте А. Болсверта, Данкера Данкертса, Вильяма Унгера, Иоганна Гертеля с картин нидерландских, голландских и фламандских живописцев, находящихся в Художественной галерее Касселя, Рейксмузеуме Амстердама, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее искусств Лос- Анджелеса. Посетители нашего сайта получат уникальную возможность впервые увидеть редкие гравюры из фондов смоленского музея и познакомиться с тем, как интерпретировали явления окружающей действительности знаменитые нидерландские мастера XVI - XVII столетий.
К 75-летию со дня формирования французского авиационного истребительного полка "Нормандия-Неман"
Среди важных и интересных для изучения предметов русского народного женского костюма, таких как рубаха, сарафан, юбка-понёва своё достойное и вполне значимое место занимает фартук или по-другому передник. Слово фартук заимствованное, пришло к нам в XVIII веке из польского языка, а в польский из немецкого – fartuch (буквально дорожный платок), и означало передник, защищающий от порчи юбку или брюки.
Данная виртуальная выставка представляет работы, находящиеся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника. Формирование собрания произведений русского авангарда началось с первых послереволюционных лет. Впервые было представлено публике 1 мая 1920 года, в день открытия Смоленской художественной галереи. Только в 1920 году из отдела ИЗО Наркомпроса поступила коллекция, включающая в себя произведения художников, входивших в группу «Бубновый валет» - 52 произведения, несколько работ поступили из Петербургского музейного фонда. Позднее часть произведений была передана в Сычевский, Дорогобужский, Ельнинский музеи; к сожалению, судьба ряда переданных произведений неизвестна. Источниками поступлений собрания авангарда являлись передача из Наркомпроса, покупки непосредственно у авторов, передача в дар учениками и родственниками художников, так же в середине 60-х собрание пополнилось произведениями художников - земляков и работавших в Смоленске в 20-х-30-х годах: Козьмина, Цапенко, Гуревича, Стефанского. Вместе с коллекцией М. Гуревича в 1967 году от Е.Л. Бочковской (как работа Гуревича) поступило полотно А. Щипицина «На улице» («Два мопса»). В этом же году из Министерства культуры СССР поступила картина В. Рождественского «Азия. Женщина в парандже». В 1968 году Лодзинское воеводство передает в дар музею работу В. Стржеминского, бывшего правой рукой К. Малевича в смоленском филиале Уновиса.
Для нас сегодня полотенце это кусок ткани из хорошо впитывающего воду материала, для вытирания лица, рук, тела, посуды. В старые времена такие бытовые полотенца тоже были, они очень скромно украшались или были совсем без декора.
В словаре Ожегова дано значение слова «полотенце» как «простое изделие из впитывающей ткани или бумаги (имеется ввиду хлопчато-бумажная ткань), обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо».
«Моя земля и люди»
Перед вами страницы из фотоальбома с комментариями великого скульптора – земляка С.Т. Коненкова. Здесь представлены фотографии посещений Сергеем Тимофеевичем Смоленщины в 1958, 1969 гг. Данные материалы - из фотофонда Смоленского государственного музея-заповедника.
Пояс традиционно играл важную роль в жизни русского человека - в быту, обрядах, фольклоре. В загадках пояс сравнивался с ужом или змеёй:
« Надену – ободом сведёт,
Сниму – змеёй упадёт.
Тепла не даёт,
А без него холодно».
С.П. Писарев (1846-1904 гг.) - основатель историко-археологического музея в Смоленске
«Известия», «Западная Коммуна», «Рабочий путь» - такие названия носила газета в разные годы своего существования. Появившись в революционные дни 1917 года, на своих страницах она отображала все события, происходившие в нашем крае, события, которые сопровождались фоторепортажами её корреспондентов. В фондах смоленского музея хранится значительное количество снимков, переданных её корреспондентами, среди которых А.Г. Лиепиньш, А.А. Стукалов, А. Тимошенков, Е. Бурак и других, активно сотрудничавших с газетой. Мы отобрали лишь некоторые из них, которые помогут окунуться в эпоху 50-70-х гг. ХХ столетия.