Виртуальные выставки

02.03.2017

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение.

Подробнее

18.01.2017

К 75 – летию Ржевско – Вяземской операции

(8 января – 20 апреля 1942 года) и к 120 – летию со дня рождения Белова П.А.)

Ржевско - Вяземская наступательная  операция  войск  Калининского (командующий - генерал – полковник И.С. Конев) и  Западного  (командующий - генерал армии Г.К. Жуков) фронтов (8 января – 20 апреля 1942 г.) являлась  составной  частью  наступления  советских  войск  зимой 1941-1942 гг.

Замысел операции заключался в окружении и уничтожении в районе Вязьмы основных сил гитлеровской группы армий «Центр» (командующий - генерал фельдмаршал Г. Клюге).

Большую  помощь  в  проведении  операции  оказали  смоленские  партизаны, сражавшиеся  во  взаимодействии  с  частями   1-го   гвардейского   кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.

Несмотря   на  незавершенность  Ржевско-Вяземской  операции,   она  сыграла  важную роль  в  ходе  наступления  Красной  Армии  зимой  1941-1942 гг.  Советские  войска  отбросили противника  на  западном  направлении  на  80 -250 километров,  завершили  освобождение Московской  и  Тульской  областей,  многих  районов  Калининской  и  Смоленской   областей. Немецко-фашистские  войска  не  получили  ожидаемой  зимней  передышки  для  подготовки новых  операций  и  понесли  значительные  потери. С  1  января  по  30  марта  1942 г.  группа армий  «Центр»  потеряла  более  330  тысяч  человек.

На выставке отражены события Ржевско – Вяземской операции, происходившие на Смоленской земле зимой – весной 1942 года.

Подробнее

13.12.2016

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий  график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен.

Подробнее

01.12.2016

Самым известным исследованием по смоленскому орнаменту является статья Екатерины Николаевны Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».

Статья впервые была опубликована в первом выпуске «Трудов Смоленских государственных музеев» в 1924 году, она и легла в основу нашей виртуальной выставки.

Как писала Козикова Л.М. в основе исследования лежат собранные Е.Н.Клетновой  в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии и датированные XIX - началом XX вв. образцы «справы». «Справа», как говорили смоленские крестьяне, это украшения для полотенец, скатертей и рубах.

Коллекция «справы» насчитывает почти 900 единиц хранения.

В ее составе:

 - «спороши» («спорки») украшений со старых и заготовки для новых крестьянских рубах;

 - концы праздничных и ритуальных полотенец, а также «спороши» и фрагменты с них;

 - кружево, образцы плетения, вязания крючком и на спицах («концовки», «прошивки» для полотенец и скатертей);

 - «концовки» в виде бахромы («бухмара»);

 - несколько образцов украшений («коморы») из Духовщинского уезда для декорирования боковых швов верхних женских рубах «насовок».

 

Подробнее

07.12.2015

Любители искусства, здравствуйте!

В рамках  виртуального проекта наша последняя встреча в уходящем 2015 году, названном «Годом литературы», посвящена произведению Сергея Тимофеевича Коненкова «Портрет А.С. Пушкина».

Более двух веков отделяют нас от времени, когда жил и работал  гениальный поэт. О нем, кажется, известно все, но, тем не менее, его жизнь по-прежнему остается  неразгаданной и в наши дни. Оставалась она тайной и для Сергея Коненкова,  который считал Александра Пушкина своим любимым поэтом. Томик стихов Пушкина всегда был с ним, и часто в минуты сомнений, тревог, раздумий Сергей Тимофеевич перечитывал стихи, находя в них ответы на свои житейские драмы.

В творчестве он не раз обращался к портретам Пушкина, скульптурным и графическим, но лучший из них был создан в 1937 году, когда в России и во всем мире отмечалась скорбная дата – столетие со дня гибели поэта. В это время Сергей Тимофеевич жил и работал  в Америке.

«По представлению, каким он вдруг открылся мне, без всяких побуждений извне, я вылепил Пушкина. Не знаю, хорош ли он вышел, но это был мой Пушкин, весь, целиком. «Пушкина» водрузили на высокий постамент, и каждый участник вечера – выступал ли он с речью, читал ли стихи, – невольно обращался к бюсту поэта».

Гипсовый вариант «Портрета А.С. Пушкина», выполненный автором в 1954 году, представлен в Музее скульптуры С.Т. Коненкова. Познакомиться с этой скульптурой вы можете в большом зале на 1 этаже музея.

Подробнее

24.09.2015

Дорогие друзья! Продолжается 2015 год, объявленный Годом литературы.

Наша очередная встреча на виртуальном проекте «Эти разные, разные, разные лица…» (путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова) посвящена произведению  скульптора "Портрет Ф.М. Достоевского".

"Однажды в юности я увидел посмертную маску Достоевского. Меня как будто огнем обожгло всего – так поразила меня эта маска. Жадно, запоем я прочитал все, что было издано в России из его книг", – так уже в конце жизни вспоминал Коненков о своем впечатлении от книг писателя.

C тех пор желание воплотить  облик Достоевского в скульптуре не оставляло мастера на протяжении всей жизни. Множество раз и в разные годы обращался Коненков к этому сложнейшему человеческому характеру. В 1933 году задача, наконец, была решена. Замысел, который вынашивал Коненков многие годы, нашел воплощение в потрясающем по силе и мощи портрете Ф.М. Достоевского.

Скульптору удалось создать образ человека сильного духом, способного противостоять ударам судьбы.

А знаете ли вы, что за произведение "Портрет Ф.М. Достоевского" Коненков был удостоен одной из самых престижных наград – "Гран при" в 1958 году?

Познакомиться с этим впечатляющим портретом вы сможете в экспозиционном зале 1-го этажа Музея скульптуры С.Т. Коненкова.

Подробнее

27.08.2015

Продолжая встречи с любителями искусства, Музей скульптуры С.Т. Коненкова по традиции приглашает нас в очередное путешествие.

Как известно, 2015 год объявлен годом литературы в России. Сергея Тимофеевича Коненкова трепетное отношение к русской литературе не оставляло всю жизнь, оказывая огромное влияние на его творчество. Он «душой и разумом постигал Достоевского, Пушкина, Гоголя, Блока, Толстого, Чехова…».

Подробнее

04.08.2015

Дорогие друзья!

Наш проект «Эти разные, разные, разные лица…» продолжается, и мы вновь приглашаем вас совершить очередное виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова.

Сегодня мы познакомимся с портретом Василия Феофиловича Купревича. Он – знаменитый ученый, жил и работал в Минске, возглавлял Белорусскую Академию наук. Круг его интересов был необычайно широк: физиология, биология, медицина, проблемы продления жизни человека.

Подробнее

17.06.2015
22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны - изменило всю жизнь нашего выдающегося земляка Александра Трифоновича Твардовского. Фронтовые дороги для поэта начались 25 июня 1941 года, когда он отбыл на юго-западный фронт в качестве корреспондента фронтовой газеты «Красная Армия». Юго-Западный фронт в первоначальный период войны был тяжелейшим участком. Дважды, летом 1941 года под Киевом и весной 1942 года под городом Каневым, вместе с редакцией Твардовский попадал в немецкое окружение и  «чудом» выходил  из него. С первых дней июля 1941 года почти в каждом номере «Красной Армии» появлялись его стихи, очерки, статьи, заметки, фельетоны. Писал он лозунги, листовки и песни. С июня 1942 года Александр Трифонович был прикомандирован к газете Западного фронта «Красноармейская правда», в которой прослужил до конца  войны.

Подробнее

05.06.2015

 

Друзья, любители искусства! Мы продолжаем виртуальное путешествие по музею скульптуры С.Т.  Коненкова. 1 июня отмечался  праздник - День защиты детей. В связи с этой датой поговорим о работах Сергея Коненкова, посвященных детям.

Подробнее

 


©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2025
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

 

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

 

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы