- Главная
- Новости
- Музейная жизнь
- В небе Смоленщины
В небе Смоленщины
Авиационное наступление в Смоленской наступательной операции 1943г. осуществлялось двумя армиями: 1-й воздушной армией Западного фронта — под командованием Героя Советского Союза генерала М. М. Громова и 3-й воздушной армией Калининского фронта — под командованием генерала Н.Ф. Папивина. Планирование боевого применения авиации в Смоленской наступательной операции осуществлялось с учетом конкретных условий обстановки в полосе каждого фронта. Штабы воздушных и общевойсковых армий совместно разрабатывали планы взаимодействия. Командиры авиационных корпусов и дивизий выезжали на командные пункты общевойсковых армий. Боеготовых самолетов и экипажей к началу операции было 888. Операция велась в неблагоприятных метеоусловиях: шли затяжные дожди. Противник постоянно направлял на западное направление крупные силы авиации.
Авиация Калининского и Западного фронтов чаще всего действовала в интересах наземных войск и основные усилия сосредотачивала на направлении главного удара. Всего в Смоленской операции летчики совершили 38946 самолетовылетов, что составило в среднем более 600 вылетов в сутки. Авиация выполняла следующие задачи: прикрытие войск, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, бомбардировка вражеских объектов и днем, и ночью, подавление минометных и артиллерийских батарей, разведка, транспортировка грузов партизанским отрядам, разбрасывание листовок, специальные задания и связь. Советские летчики нанесли врагу большой урон. Надо отметить подвиг летчиков: капитана Ю.И. Горохова (на борту его самолета была надпись - «Александр Пушкин»), лейтенанта Г.И. Германа, старшего лейтенанта А.И. Морозова, капитана Н.В. Тихонова, старшего лейтенанта И.Ф Павлова и многих других.
В Смоленской операции принимала участие авиация дальнего действия под командованием маршала авиации А.Е. Голованова, которая оказала большую помощь наступающим войскам. Одной из главных её задач было – не допустить подхода резервов противника из глубины. В этом деле отличился 2-й гвардейский авиационный корпус, летчики которого неоднократно наносили удары по объектам врага в районах Духовщины, Полоцка, Ярцево, Витебска, Смоленска.
Подписи к фотографиям:
- Командующий 1-й воздушной армией Западного фронта Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации М.М. Громов (в центре) – за разработкой плана военной операции. Снимок 1943 г.
- Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н.Ф. Папивин - командующий 3-й воздушной армией Калининского фронта в 1943 г. Снимок 1945 г.
- Командир эскадрильи 172-го истребительного авиационного полка 309-й Смоленской истребительной авиационной дивизии капитан В.С. Киселев (четвертый слева) с личным составом эскадрильи. Монастырщинский район Смоленской области. Снимок 1943 г.
- Совещание инженерно-технического состава 3-й Воздушной Армии после подготовки самолёта Ту-2 к боевому вылету. 1943 г.
- Летчик – истребитель лейтенант Н.Д. Девяткин (справа) после первой сбитой «рамы» (самолет «Фокке-Вульф-189») под Духовщиной. Слева у самолета Ла-5 – летчик Афанасьев. Калининский фронт. Июль 1943 г.
- Командир звена 455-го Смоленского бомбардировочного авиаполка гвардии лейтенант Л.В. Касаткин – уроженец Московской области. Отличился при освобождении Смоленска, Рославля. Участник боёв под Ленинградом, в Заполярье, Восточной Пруссии, странах Восточной Европы, Германии. Житель Смоленска. Снимок 1944 г.
- Ремонтники за работой